Причины стука подвески, как от него избавиться

Стучащие звуки в подвеске со временем появляются у любой машины. Причины их появления самые разные – от проблем с ходовой до пропуска ТО, неправильной эксплуатации авто. Как установить причину неисправности и что с ней делать – расскажем в статье.

 

Стучит передняя подвеска

Установить на слух, что именно стучит в агрегате, невозможно. По этой причине в ходе самостоятельной диагностики проводится осмотр амортизаторов, наконечников рулевых тяг, штанги стабилизатора поперечной устойчивости, поворотного кулака, шаровых опор, сайлентблоков. Одним из распространенных факторов, вызывающих стук в подвеске, является изношенность резиновых уплотнителей. Во избежание этого важно избегать повреждений либо растрескиваний резиновых деталей. При обнаружении дефекта требуется их своевременная замена. Работы проводятся при помощи смотровой ямы либо домкрата.

 

Факторы, вызывающие стук передней подвески

Издавать стучащие звуки способна любой элемент подвески. Среди частых причин отмечаются:
· Изношенность наконечника рулевых тяг.
· Поломка амортизатора.
· Изношенность шаровых опор.
· Деформированные опоры амортизационных стоек.
· Повреждение шарниров.
· Износ рычагов, опор подвески.
· Разбалтывание крепежных элементов – болтов, гаек в узлах системы.
· Изношенность подушки, шарниров тяги.
· Выработка ресурса подшипников ступиц.
· Значительный дисбаланс колес либо деформация дисков.
· Повреждение, осадка пружины подвески.

Для проведения самостоятельной диагностики обратите внимание на состояние резиновых уплотнителей и пыльников. При обнаружении повреждений данные элементы подлежат обязательной замене. Отдельно ищется возможная утечка масла из амортизаторов.

 

Неполадки работы рычагов подвески

Один из частных факторов стука подвески – неисправные рычаги. В этом случае стук дополняется плохой управляемостью авто. Тут необходимо проверить состояние сайлентблоков – изношенность элементов проявляется значительным люфтом.
Устранить неполадки позволяет их замена. Порядок действий следующий: сперва снимаются рычаги, старые элементы выпрессовываются из отверстия. Затем посадочное место смазывается маслом с целью уменьшения трения. Параллельно выполняется его очистка от грязи, пыли. После этого можно приступать к монтажу новых блоков.

 

Поломки амортизатора

Стук может исходить с места верхнего либо нижнего крепления. Его причиной являются раскрутившиеся болты, рост люфта в отверстиях крепежа. Визуально неисправность либо изношенность пружин определяется по уровню посадки машины. В случае поломки пружины, ее сильной осадки посадка кузова изменится. В процессе езды сломанная пружина будет издавать характерный звук.
Сохранить амортизаторы позволяет использование масла с показателем вязкости, рекомендуемым производителем (для разборных амортизаторов). Следует исключить резкий старт на непрогретом авто в зимнее время – это приводит не только к повреждению мотора, но и амортизаторов, так как масло не успевает достаточно разогреваться. Соблюдение этих рекомендаций увеличивает ресурс стоек.
Сама стойка порою издает стучащие звуки, особенно при передвижении авто по неровностям либо наезде колесом на яму. Для проверки состояния элемента необходимо вертикально надавить на капот либо крыло. При исправном элементе машина будет плавно принимать исходное положение. Иначе – ощущается скрип, возникает резкое движение.
Стойка может стучать из-за ослабленной стопорной гайки. Неполадка определяется по раскачиванию авто при езде, ухудшению управляемости. Сам шум появляется бессистемно. Неполадка устраняется затягиванием гайки.

 

Трудности с управлением руля

Стучащие звуки, причина которых кроется в рулевом управлении, схожи с теми, что издают сломанные амортизаторы. Косвенно на это указывает вибрация руля либо жесткие стуки при передвижении по неровностям, кочкам.
Передняя подвеска стучит из-за взаимодействия рейки с шестерней, которая по ней перемещается. В ходе эксплуатации системы рулевого управления между ними появляется заметный зазор. Промежуток ощущается при небольших покачиваниях рулевого колеса. Стук появляется по месту соприкосновения. Для диагностики данной неисправности автомобиль поддомкрачивают (с одной стороны), после чего шатают рулевые тяги. В случае ощущения люфта источником глухого стука выступают изношенные втулки. Их заменяют на новые.
При выполнении ремонта рекомендуется оставить пометку на рулевом валу по линии его соприкосновения с зубчатой рейкой. Действия помогут установить вал в нужное положение при обратной сборке механизма. Такой подход обеспечит рейке нормальное функционирование в течение некоторого времени.

 

Опора стойки

Причиной появления глухого «резинового» звука, сопровождающего передвижение по неровностям, являются проблемы с верхней частью передней подвески. Нередко опора издает поскрипывания. Жесткий резиновый стук, как правило, вызывается утратой работоспособности резинового уплотнителя.
Для его проверки один мастер раскачивает кузов, тогда как другой держит стойку стабилизатора. Она имеет резиновую основу, выступающую естественным демпфером для ударов. Но с годами резина приходит в негодность, теряет эластичность. Это негативно сказывается на ее гибкости, а также амортизирующей способности.
Конструкции большинства авто не позволяют провести замеры промежутка по линии опора - ограничитель. Для тех машин, в которых это можно осуществить, нормативное расстояние в идеале составляет около 1 см. В большинстве случаев подвеска стучит с одной стороны, так как одновременное повреждение или износ опор сразу с двух сторон маловероятен.

 

Подшипник опоры

Звук, издаваемый изношенным опорным подшипником, напоминает звук демпфера, но более звонкий. Для обнаружения неполадки выполняется демонтаж передней стойки. Подшипник изнашивается неравномерно по периметру корпуса. Наибольший износ наблюдается при езде машины по прямой, поэтому стук ощущается именно при таком передвижении. При повороте звук пропадает.
Для диагностики детали необходимо поддомкратить колесо, установив его на подставку. Между ними размещается палка, которую нажимают для проверки состояния опорного подшипника. Люфт проверяется на ощупь раскачиванием колеса. Незначительный ход штока ко внутренней области опоры указывает на разбитое посадочное место либо износ опорного подшипника (ощущается стук металла). В качестве альтернативы допускается простое откручивание гайки на штоке. Глухой стук символизирует о проблемах с демпфером, подверженном растрескиванию с течением времени.

 

Шаровые опоры

Для возрастных авто, оснащенных задним приводом, неполадки шаровых опор – классический фактор стука подвески. Диагностика включает подвешивание на амортизаторе над колесом, являющимся источником стука. Перед проверкой выполняется фиксация рулевого колеса для сохранения его прямого положения.
Без вращения диска выполняется шатание противоположных частей. Процедуру проводят в 2-х плоскостях, удерживая левую/правую часть колеса, после чего нижнюю/верхнюю. Проблемы с опорами проявляются люфтом при расшатывании колеса за нижнюю и верхнюю части.
Люфт появляется из-за роста выработки нижней области шаровой опоры. На это указывает скрип при повороте либо езде по неровностям. Постепенно пропадает смазка, износ охватывает боковые части опоры, из-за чего внутрь попадает вода. Последней стадией износа является хождение шара вверх-вниз при проверке посредством монтировки.

 

ШРУС

Проблемы со ШРУСом проявляются характерным потрескиванием, усиливающимся на поворотах. ШРУС не подлежит ремонту, поэтому при поломке данная деталь требует замены.
Периодически проводится мониторинг состояния пыльника ШРУСа – запыленную, замасленную деталь заменяют новой. Смазка на пыльнике указывает на наличие трещин и необходимость замены либо на необходимость подтянуть хомуты.

 

Что стучит в задней подвеске

Продиагностировать можно быстрее, так как узел имеет более простую конструкцию. Стук возникает в результате следующих факторов:
· Изношенность втулок реактивных тяг (если таковые имеются).
· Раскрученные болты крепления колеса.
· Сломанное/ослабленное крепление кронштейна малых реактивных штанг.
· Проблемы с клапаном отдачи в амортизаторе, втулками задних амортизаторов.
· Износ распорной планки колодок.

Нетипичные звуки иногда не имеют прямого отношения к подвеске (вещи в багажнике, открутившееся запасное колесо). Дополнительно рекомендуется проверить общее состояние выхлопного патрубка и его крепление. При надежном креплении на неровностях порою возникает глухой мелкий стук, ошибочно воспринимаемый в виде наличия проблем с подвеской.

 

Проверка направляющей конструкции

Для диагностики проводится проверка:
· Усилия, состояния балки, рычагов на наличие деформации.
· Шарниров на наличие трещин из-за износа, что также становится причиной деформации.

Также проверяется резьбовое соединение фланцев в местах их фиксации. На разных моделях авто эти элементы ремонтируются либо меняются на новые. Работы выполняются на СТО либо в гараже, оснащенном смотровой ямой.

 

Пружины подвески

Хотя стальные пружины и являются очень крепкими, с течением времени они также способны ломаться. Из-за поломки отдельных витков деталь перестает нормально функционировать. Диагностика проводится визуально, проверяется отсутствие дефектов на витках, повреждений на резиновых вкладках, расположенных по месту установки. Сломанная пружина не ремонтируется, ее меняют на новую.

 

Задние амортизаторы

По аналогии с передними элементами проводится диагностика пыльника, элемент меняется (если возникает такая необходимость). При осмотре узла контролируется отсутствие протечек масла. Разборный амортизатор демонтируется, разбирается для проверки состояния внутренних элементов. Контролируются резиновые втулки, нередко выходящие из строя.

Если стук не прошел после проверки вышеназванных элементов, обращают внимание на дополнительные факторы:
Суппорт тормозов. Ситуация аналогичная передней подвеске. В случаях перекосе суппорта слышится громкий звук.
Подшипник ступицы. Авто поддмокрачивается – полностью либо только проверяемое колесо. В ходе свободного вращения подшипник не должен скрипеть, шуметь либо стучать. При затирании подшипника о диск тормозной колодки ощущается звук, аналогичный скрипу, что требует особой внимательности при проведении диагностики.

В случае обнаружения стука как спереди так и сзади, обязательно проводится последующая диагностика. Игнорирование проблемы чревато серьезным ремонтом подвески. В качестве мер профилактики глухого либо мелкого стука рекомендуется правильно подбирать режим езды, актуальнее всего данное правило для передвижения по разбитым или неровным дорогам. Это убережет машину от лишних расходов на проведение дорогостоящего ремонта.

 

Часто задаваемые вопросы о Причины стука подвески, как от него избавиться

Посоветуйте, что сделать, чтобы понять локализацию стука в подвеске?

1. Визуальный осмотр

Проверьте элементы подвески на наличие видимых повреждений, трещин, износа.

Пересмотрите амортизаторы, пружины, шаровые опоры, сайлентблоки.

2. Слушание

Постарайтесь определить, откуда именно доносится звук, понять его локализацию. Стук может быть слышен спереди либо сзади автомобиля, а также с одной стороны.

3. Тест-драйв

Покатайтесь по неровностям либо лежачим полицейским – это поможет понять, при каких условиях звук усиливается.

Обратите внимание на поведение автомобиля при поворотах и торможении.

4. Проверка на люфт

Поднимите автомобиль на подъемнике или домкрате и проверьте все элементы подвески на наличие люфта.

Потрясите колеса, проверьте наличие либо отсутствие излишнего хода.

5. Использование стетоскопа

Если есть доступ к специализированному оборудованию, используйте автомобильный стетоскоп для более точного определения источника звука.

6. Обращение к специалистам

Если самостоятельно определить источник стука не удается, лучше обратиться к профессионалам для диагностики.

 

Что может вызывать стук подвески?

К числу основные причин относятся:

  • Изношенные амортизаторы.
  • Поврежденные пружины.
  • Люфт шаровых опор.
  • Изношенные сайлентблоки.
  • Поврежденные крепления.
  • Проблемы рулевого управления.
  • Деформация кузова.
  • Ошибки в установке колес.

 

Как понять, откуда идет стук и виновата ли в этом подвеска?

Если стук слышен при проезде неровностей, поворотах, торможении, это повод задуматься о наличии проблем с подвеской.

 

Как проверить подвеску на наличие стуков?

Для диагностики проводится визуальный осмотр на наличие повреждений, поверяются все крепления, элементы подвески на люфт.

 

Когда стоит обращаться к специалисту?

Если вы не можете определить источник стука либо стук усиливается – вам лучше обратиться к профессиональному механику для проведения дальнейшей диагностики.