Перегрев двигателя: что его вызывает и как с этим бороться

Перегрев мотора – не просто сигнал о том, что в системе сбой. Это «красный флаг», указывающий на неполадки в работе основных систем машины.

Понимание причин происходящего, а также способов предупреждения и устранения неисправностей позволит обеспечить безопасную и продолжительную эксплуатацию ТС.

 

В какой температуре работают современные моторы?

Рабочая температура двигателей в современных авто зависит от особенностей конструкции, условий эксплуатации, типа используемого топлива. Для большинства ДВС оптимальными признаются следующие диапазоны:

  • Бензиновые силовые агрегаты: 87-105°C.
  • Дизельные: 85-100°C
  • При работе в условиях повышенных нагрузок: 115-125°C.

Отмеченные диапазоны температур являются примерными и могут изменяться в зависимости от определенной модели, марки авто, а также от условий использования.

Указанные температуры являются нормальными рабочими диапазонами, при которых моторное масло становится оптимально вязким, эффективно смазывая узлы двигателя. В таком диапазоне топливо сгорает с наибольшей эффективностью, что обеспечивает оптимальную мощность и экономичность использования ТС.

Превышение отмеченных значений означает присутствие проблем в системе охлаждения, а также иные неполадки, требующие внимания водителя. Регулярная эксплуатация автомобиля в таких условиях ускоряет износ мотора, приводит к ряду серьезных повреждений.

 

Почему перегревается силовой агрегат?

Причины перегрева могут быть эксплуатационными и техническими. К первой группе относятся:

  • Чрезмерная нагрузка на мотор. Такая ситуация возникает при перегрузе автомобиля, длительном подъеме в гору, буксировке тяжелого прицепа.
  • Движение в пробке: продолжительный простой в заторах на дороге либо очень медленное перемещение в жару сокращает приток свежего воздуха к радиатору, отчего система охлаждения работает с меньшей эффективностью.
  • Заливка низкосортного либо неподходящего топлива. Как результат – горючее сгорает неправильно либо выделяется слишком много тепла.
  • Продолжительное использование максимальной мощности мотора, например, при быстром старте, участии в гонках либо продолжительном заезде на предельной скорости.
  • Ухудшение вентиляции моторного отсека по причине засорения радиаторной решетки либо иных элементов забора воздуха грязью, мусором или листьями.
  • Поездки по бездорожью, грязи либо воде: попадающая в соты радиатора грязная вода и мусор снижают эффективность его работы либо полностью перекрывают элемент.
  • Применение низкосортного либо неподходящего моторного масла. Техническая жидкость не обеспечивает необходимую смазку, что повышает трение между отдельными деталями двигателя. При избыточном трении возникает дополнительное тепло.
  • Плохая аэродинамика. Проблема образуется на больших скоростях при сильном ветре навстречу, когда двигатель долго работает на высоких оборотах.
  • Разряженный горный воздух, когда двигателю приходится работать в условиях повышенных нагрузок, а объема воздуха недостаточно для охлаждения радиатора.

Распространенными техническими причинами являются:

  • Недостаток охлаждающей жидкости. Уровень антифриза необходимо регулярно мониторить.
  • Поломки радиатора. Засорение может быть внутренним или внешним, не исключаются утечки, что также понижает эффективность узла.
  • Сломанный насос водяного охлаждения. Поломки в работе нарушают циркуляцию жидкости, вызывая перегрев мотора.
  • Повреждения, засорение термостата. Задача устройства – контролировать перемещение охлаждающей жидкости между радиатором и мотором. Если при достижении определенных значений температуры термостат не открывается, это создает проблемы в работе мотора.
  • Поломка вентилятора системы охлаждения. Некорректная работа элемента снижает эффективность охлаждения радиатора.
  • Утечка в системе охлаждения. Трещина в расширительном баке, пробой прокладки ГБЦ приводят к снижению уровня антифриза.
  • Засор в системе охлаждения. Со временем формируются отложения, из-за которых мотор хуже охлаждается.
  • Неполадки в системе отвода выхлопных газов (забит катализатор).
  • Проблемы с системой торможения, например, при подклинивании колодок авто приходится долго ехать под нагрузкой.
  • Неисправности трансмиссии.

 

Откуда в автомобиле дополнительное тепло?

В машине есть несколько компонентов, способных генерировать дополнительное тепло и влиять на температуру мотора либо иных систем.

Компрессор кондиционера нагревается при работе, что дает дополнительную нагрузку на мотор и систему охлаждения. Возникающее трение между деталями автоматической коробки и маслом также создает тепло, которое поступает к двигателю и охлаждающей его системе через корпус КПП.

В процессе работы автомобиля сильно нагревается катализатор, что является необходимостью для удаления вредных выбросов. Система турбонаддува также генерирует дополнительное тепло: проходящие через турбины выхлопные газы приводят к их нагреву, образовавшееся тепло распространяется на соседние узлы.

Кроме катализатора вся система выхлопа, включая глушитель, трубы и резонатор, сильно нагревается при движении авто. Компоненты электрической системы, особенно работающие от высоких токов (генератор, стартер), также способны стать источником генерации тепла.

 

Последствия перегрева мотора

Чрезмерный нагрев двигателя способен стать источником многих проблем, часть которых очень серьезные. Их решение требует больших денежных трат либо полной замены силового агрегата.

Наиболее частые последствия перегрева двигателя:

  • Деформируется ГБЦ. Перегрев приводит к расширению металла, что вызывает деформирование либо растрескивание в выполненной из алюминия ГБЦ.
  • Повреждение прокладки ГБЦ: температурные перепады приводят к сжиманию, растягиванию прокладки, что становится причиной ее разрушения со временем.
  • Поломка поршней, цилиндров. Поршни заклинивают в цилиндрах, что усиливает трение и ускоряет износ поршневой группы.
  • Повреждение подшипников коленвала: при чрезмерном нагреве масло теряет вязкость, становится более текучим. Это ухудшает смазывание и изнашивает подшипники.
  • Ускорение износа мотора. Под действием высоких температур моторное масло быстрее окисляется, что ухудшает его смазывающие качества и становится причиной ускоренного износа силового агрегата.
  • Повреждение, разрушение катализатора.
  • Формирование в системе охлаждения отложений, снижающих эффективность ее работы.
  • Поломки термостата: из-за высоких температур клапан устройства заклинивает в открытом положении, что увеличивает время прогрева двигателя.
  • Протечка масла, антифриза. Образование растрескиваний, прочих повреждений при перегреве приводит к появлению течи.
  • Увеличение расхода топлива. Когда двигатель работает неэффективно по причине перегрева повышается расход горючего.

 

Признаки перегрева мотора

Диагностировать перегрев силового агрегата можно не только в автосервисе. Владелец автомобиля способен определить это по ряду характерных симптомов. На большинстве автомобилей установлен специальный указатель (цифровой либо аналоговый), отмечающий текущую температуру двигателя. Нахождение стрелки в «красном» диапазоне либо включение лампочки предупреждающего индикатора является явным указателем проблемы.

В салоне появляется неприятный специфических запах горящего пластика/резины, охлаждающей жидкости. В случае сильного перегрева из-под капота может пойти пар либо дым, особенно в случае протечки антифриза и попадании на горячие элементы мотора.

Перегревающийся двигатель меняет параметры работы, начинает давать сбои, падают обороты, после остановки мотор может не запускаться. Если при проверке масла в картере обнаруживается его молочно-белый цвет либо присутствие пузырьков, это указывает на попадание антифриза в картер из-за пробоя прокладки ГБЦ либо появлении трещины в самой головке блока.

Визуальный осмотр радиатора и расширительного бачка позволяет выявить недостаток охладителя либо присутствие масла в антифризе. В процессе работы перегретый двигатель издает нетипичные постукивания или иные посторонние звуки.

В случае подозрений на перегрев мотора рекомендуется как можно скорее обратиться в автосервис для точной диагностики и ремонта.

 

Профилактика перегрева ДВС

Предупредить чрезмерный нагрев силового агрегата позволяют несложные действия:

  • Заведите правило регулярно проверять уровень антифриза в расширительном бачке. Если охладителя недостаточно – доливайте. Не используйте низкосортную охлаждающую жидкость.
  • Мониторинг состояния радиатора. Узел должен быть чистым, на нем не должно быть грязи, прочего мусора, блокирующего воздушные потоки.
  • Контролируйте состояние термостата. При некорректной работе устройства двигатель будет перегреваться. При сомнениях в работоспособности узла его следует проверить либо заменить.
  • Мониторинг состояния вентилятора охлаждающей системы: вентилятор должен работать правильно, включаться при достижении определенного предела температуры.
  • Регулярно проверяйте шланги, ремни на наличие растрескиваний, изношенности, контролируйте прочность их закрепления. В шлангах не должно быть подтеканий.
  • Регулярность обслуживания. Не пропускайте установленные сроки ТО, обращайтесь в проверенный автосервис либо к авторизованным дилерам.
  • Контролируйте показания датчиков. При езде за рулем обращайте внимание на значения датчика температуры. Старайтесь не допускать переход к критическим значениям.
  • Не перегружайте автомобиль. Подъем в гору с прицепом, езда в жару под нагрузкой увеличивают риск перегрева.
  • При необходимости охлаждайте мотор. Стояние в жару в пробке негативно воздействует на двигатель, для временного снижения температуры агрегата включайте обогрев на максимум – это оттянет тепло из моторного отсека.
  • Не забывайте проверять качество и состояние смазывающей жидкости: масло играет не последнюю роль в охлаждении мотора посредством смазки его элементов. Когда масла мало либо оно грязное, перегрев усиливается.
  • Тормозите мотором – это поможет уменьшить его температуру, так как топливо не будет попадать в цилиндры, а вентилятор занят охлаждением радиатора.
  • Пересмотрите стиль вождения: разгоняйте машину без резких ускорений, особенно в жаркую погоду.

 

Часто задаваемые вопросы о Перегрев двигателя: что его вызывает и как с этим бороться

Что относится к перегреву двигателя?

Перегрев мотора возникает, когда температура масла в двигателе либо антифриза поднимается выше критических значений. Это приводит к серьезным повреждениям ДВС и дорогостоящему ремонту.

 

Какая температура перегрева считается критической для мотора?

Двигатели работают в диапазоне 85-95С. Допустим кратковременный скачок температуры до 100-105С. Если температура поднимается выше 105С, мотор испытывает перегрев, требуя принятия мер для устранения проблемы. Избежать неполадок позволяет регулярная проверка уровня охладителя до начала поездки, использование качественных антифризов.

 

За какое время остывает двигатель, чтобы не перегревался?

Летом время остывания мотора напрямую зависит от степени его разогрева и температуры воздуха. В среднем, бензиновый ДВС способен остыть за 30-60 мин. Дизельному требуется больше времени – в жару он остывает за 40-90 мин. Ключевое правило – дождаться нормализации температуры мотора и не начинать движение. Это позволит избежать перегрева и возможных неисправностей.

 

Как воздействует перегрев силового агрегата на моторное масло?

При перегреве ДВС моторное масло частично теряет свои качества, ускоряется его угар, что может стать причиной масляного голодания. К последствиям также относится поломка пластиковых, резиновых деталей мотора, ускоренное отвердевание сальников, что увеличивает расход масла. Старению подвергаются полимерные элементы мотора, что приводит к их механическому разрушению. Ломается каталитический нейтрализатор. При перегретом двигателе повышается температура отработавших газов.

 

Почему нельзя глушить мотор при перегреве?

Если на панели приборов включился индикатор перегрева, выключение мотора приведет к прекращению циркуляции жидкости. Как итог – на стенках охлаждающей рубашки ГБЦ усиливается кипение. Образующаяся газовая пленка не позволяет уходить теплу, что ухудшает теплообмен.