Моторное масло: как не ошибиться с выбором

Использование «не того» моторного масла может стать причиной проблем со стартом, вызвать утечки в системе и посторонний шум, повысить расход горючего. Применение низкосортной технической жидкости нередко вызывает перегрев силового агрегата, деформацию его основных элементов и полную остановку.

 

Разновидности моторных масел

С учетом структуры смазывающая жидкость представлена следующими классами:

  • Синтетика. Оптимальный вариант смазки, характеризующийся продолжительным сроком службы, малой вязкостью, способностью работать при низких температурах, малой чувствительностью к перегреву.
  • Полусинтетика. Жидкость на минеральной основе, дополненная синтетическими добавками. По параметрам состав лучше минерального, но не дотягивает до «синтетики».
  • Минеральное. Самое недорогое масло. Производится посредством крекинга нефти, характеризуется большей текучестью. Подходит для использования в автомобилях с пробегом более 150 тыс. км. Обладает небольшим ресурсом, при сильном нагреве теряет смазывающие качества.
  • Промывочное. Специализированная жидкость, содержащая добавки для промывки силового агрегата. Используется для очистки мотора при смене производителя либо типа масла. Состав подходит только для промывки, после чего подлежит утилизации.

В большинстве случаев автовладельцы знают, какой тип технической жидкости использовать для заливки в мотор. Исключение составляют моменты приобретения нового авто без данных об истории его обслуживания.

Установить нужный тип жидкости позволяют следующие приемы:

  • Изучение технической документации. Сведения по оптимальному маслу отмечены во всех мануалах заводов-производителей. При отсутствии данных в автомобиле сведения легко находятся на просторах сети.
  • Проведение лабораторного анализа. Наиболее достоверный, но сложный способ установления типа смазки. Его достоинствами являются возможность установить проблемы ДВС: состояние, остаточный ресурс элементов. К минусам относится высокая стоимость услуги.
  • Обращение в автосервис. При прохождении регулярного обслуживания помочь в определении масла могут мастера СТО. Они определят тип залитой жидкости и выполнят ее замену.
  • Внешние факторы. При достаточном количестве опыта можно попытаться самостоятельно установить тип залитого состава по его оттенку и запаху. У метода низкая точность, так как в процессе использования смазки могут меняться ее параметры.

 

Каким должно быть моторное масло

Выбирая смазывающую жидкость для ДВС, необходимо ориентироваться на следующие параметры:

  • Оптимальные смазывающие характеристики.
  • Большой ресурс, способность длительное время сохранять изначальные параметры.
  • Совместимость с каталитическими нейтрализаторами.
  • Устойчивость к окислению при нагреве.
  • Моющие, стабилизирующие параметры.
  • Функционал в условиях низких температур, обеспечение пуска агрегата, циркуляция по системе.
  • Защита от износа.
  • Отсутствие агрессивного воздействия на уплотнители, независимо от типа их материалов.
  • Противокоррозионные присадки в составе.
  • Минимальный уровень пенности при любой температуре.
  • Термостабильность.
  • Низкий расход на угар.
  • Антистареющие присадки.
  • Малая летучесть.

Соответствие технической жидкости обозначенным параметрам считается идеальным вариантом. На практике ряд характеристик взаимно исключают друг друга.

Подбирая смазку, необходимо опираться на рекомендации производителя. Такой продукт будет отвечать параметрам мотора, повышать его КПД, увеличит срок его службы.

 

Требования экостандартов ЕВРО 4-6

С повышением требований к экологичности производители также пересмотрели системы очистки выхлопов. Используемые конструкции стали сложнее, предусматривается установка одного либо нескольких каталитических нейтрализаторов.

Такие модели все чаще встречаются в продаже в Европе и США, но в странах СНГ их пока нет.

Данная особенность обладает рядом достоинств:

  • Снижает проблемы с выбором подходящей смазки.
  • Нет дефицита горючего.

Модели автомобилей с бензиновыми моторами и улучшенной системой очистки выхлопов требуют заливки технической жидкости по аналогии с дизельными агрегатами с сажевым фильтром. В приоритете будут низкозольные составы типа Low SAPS. Они обеспечивают лучшую защиту силового агрегата, увеличивают его ресурс.

 

Выбор смазки для заливки летом

Летняя техническая жидкость более густая по консистенции, способна сохранять свои параметры при работе в условиях повышенных температур.

Заливать такую смазку в двигатель зимой опасно из-за усиления вязкости и неспособности смазывать элементы цилиндропоршневой группы. Выбирая рабочую жидкость, обращают внимание на маркировку, размещенную на канистре. Индекс масла по SAE указывает на температурный диапазон эксплуатации жидкости:

SAE-30 – 0…+30C.

SAE-40 – 0…+45C.

SAE-50 – 0…+50C.

Состав подбирается с учетом особенностей климата в вашем регионе.

Производители рекомендуют для заливки масло, отмеченное в сервисной книжке. Если вязкость будет не та, это ухудшит параметры мотора либо понизит давление в системе.

Использование составов с повышенной вязкостью рекомендовано в следующих случаях:

  • Машина эксплуатируется в жарком климате.
  • Частые передвижения по бездорожью в условиях повышенных нагрузок.
  • Форсированный силовой агрегат, что становится причиной повышения рабочих температур.

 

Выбор масла для использования зимой

При подборе технической жидкости для эксплуатации мотора в зимнее время необходимо также учитывать рекомендации завода-изготовителя и классификацию SAE. Зимние составы идентифицируются по присутствию буквы W в индексе (SAE 5W).

Зимнее масло менее густое и вязкое. При минимальных температурах оно проявляет лучшие смазывающие качества, однако летом становится чересчур жидкой субстанцией. Это оказывает на характеристики мотора негативное влияние.

По классификации SAE зимняя смазка представлена восемью типами – от 0W до 25W, работающими в температурном диапазоне от -35С до -10С соответственно.

Если в регионе эксплуатации наблюдаются значительные скачки температуры, необходимо для каждого сезона использовать свое масло с различной вязкостью. Желательно выбирать продукты одного производителя.

Если перепады температуры незначительные, допускается использование всесезонной жидкости.

Подбирая масло, не стоит принимать в расчет только вязкость. Стандарт SAE предусматривает много параметров, которые следует учитывать при выборе. Важно, чтобы выбранное масло отвечало требованиям производителя. Необходимые данные указаны в документах либо в техпаспорте на машину.

 

Особенности всесезонного масла

Смазывающая жидкость с круглогодичным использованием является универсальным продуктом, не требующим замены при эксплуатации машины в разные периоды. Это достигается за счет умеренной густоты и незначительным изменениям уровня вязкости в разных режимах использования.

Техническая жидкость такого типа относится к наиболее популярной и чаще продаваемой. Всесезонные масла представлены несколькими разновидностями с разным рабочим диапазоном температур.

 

Выбор жидкости для бензиновых и дизельных моторов

Современные виды смазки характеризуются универсальностью применения и могут заливаться в разные типы двигателей. Их используют для силовых агрегатов, работающих на бензине, газу, дизеле либо бензиново-этаноловом топливе.

Для дизельных моторов рекомендуется использовать составы с малой вязкостью – 0W либо 5W.

Технические жидкости классифицируются не только по типу ДВС, но и по API. Составы для дизельных моторов содержат на этикетке индекс API с буквой «С…», работающие на бензине – букву «S…».

После главной буквы указывающая еще одна, по которой определяется год выпуска авто.

Помимо американской маркировки API существует также европейская классификация – ACEA, предусматривающая буквенно-цифровую маркировку. По первому символу определяется тип двигателя, по второму – параметры.

В таблице представлены виды смазки для бензиновых моторов по спецификации API и ACEA.

Аналогичные данные имеются по смазке для дизельных моторов.

Для дизельных агрегатов, оборудованных сажевыми очистителями, производители рекомендуют использовать технические жидкости с низкой зольностью с кодом ACEA A5/B5. Другие составы заливать не стоит. Если не соблюдать данное требование, ресурс фильтра значительно сократится.

Происходит это по двум причинам:

  • Быстрое засорение очистительного элемента, так как при сгорании обычного масла остается много сажи, золы, заполняющей устройство и мешающей его продуктивной работе.
  • Ускоренный выход из строя из-за отрицательного воздействия продуктов сгорания, что приводит к быстрой поломке.

 

Составы для оппозитного мотора

Оппозитный силовой агрегат обладает особой конструкцией, что требует тщательного выбора смазывающей технической жидкости. Такие моторы не приемлют заливки масла с кодом ACEA A1/A5 из-за особенностей конструкции, повышенных нагрузок на КШМ и прочих проблем. Оптимальный вариант смазки по ACEA в таких случаях – A3. Также подходит ACEA A3/B3, но ACEA A3/B4 уже не подойдет.

С учетом вязкости для оппозитных моторов больше подходят менее густые составы. Это особенно актуально для агрегатов с турбонагнетателем, для которого чересчур вязкая смазка губительна.

Чтобы не ошибиться с выбором, необходимо учитывать рекомендации завода-производителя. Для новых моторов рекомендуется заливать составы 0W-20 или 5W-30. Для старых агрегатов применяются технические жидкости с вязкостью 5W-40 или 5W-50.

 

Выбор смазки для моторов на газу

Чтобы сократить расходы на топливо, автовладельцы устанавливают ГБО. При этом многие забывают, что нужно уделить внимание смазке, продолжая эксплуатацию автомобиля, не меняя масло в моторе.

Так делать нельзя, так как при выборе жидкости учитываются ряд параметров:

  • Диапазон температуры. Смазка для моторов на газу должна выдерживать большие температуры. Это обусловлено температурой сгорания пропан-бутана (2400-2700С), метана (2050-2200С), тогда как у бензина этот показатель составляет 2000-2500С. По этой причине при выборе смазки следует учитывать параметр температуры, рекомендации производителя масла по возможности его использования в авто с газовым мотором.
  • Допуск и классификация. Для агрегатов, способных работать на всех видах газа, требуется соблюдение параметров: ACEA C3 и более, BMW Longlife 04 и API SN / CF. Последние два варианта считаются необязательными.
  • Уровень зольности. Высокая температура сгорания увеличивает риск образования на клапанах нагара. При этом точно установить объем золы непросто. Данный параметр зависит от качества топлива, смазки.

В работающие на газу агрегаты необходимо заливать рабочие жидкости с малым уровнем зольности. Показатель отмечен на этикетке. Оптимальным вариантом станут ACEA-C4 или C5.

Интервал замены смазки в моторе, работающем на газу, совпадает с бензиновыми или дизельными аналогами.

 

Смазывающая жидкость для турбированных ДВС

Подбор технической жидкости для силовых агрегатов с турбонагнетателем осуществляется с учетом ряда особенностей. Например, в моторах TSI для Шкода и Фольксваген разный объем и количество генераций.

Здесь принимается в расчет следующее:

1 генерация – меньший допуск (502/505).

2 генерация – 504/507 (для агрегатов после 2013 г).

Использование малозольных составов для моторов актуально с учетом требований изготовителя. В автомобилях отечественных брендов рекомендуется заливка масла вязкостью 5W-30 и 5W-40. Применять составы с параметром более «40» не рекомендуется, так как турбина может выйти из строя.

 

Часто задаваемые вопросы о Моторное масло: как не ошибиться с выбором

С какой периодичностью рекомендуется замена масла?

По регламенту автопроизводителей менять масло в двигателе нужно каждые 10 или 15 тыс. км пробега, но не реже раза в год (в зависимости от бренда). По отдельным маркам рекомендации по замене учитывают условия эксплуатации, количество моточасов.

 

Можно ли смешивать между собой разные виды масел?

Это допускается, но в крайнем случае. Например, при падении уровня масла и отсутствии подходящего состава в наличии. При смешивании необходимо соблюдать правила:

  • Запрещается соединять минеральное масло и синтетику, синтетическое и полусинтетическое.
  • Продукты должны быть одного бренда, так как они обладают схожими составами и характеристиками.

Другое масло следует заменить на подходящее при первой возможности.

 

Какое масло лучше – на минеральной или синтетической основе?

Выбор между двумя продуктами зависит от ряда показателей:

  • Параметры силового агрегата. Минеральные жидкости больше подходят для старых моторов, агрегатов с большим пробегом.
  • Условия эксплуатации. В суровых условиях (сильный холод или сильная жара) синтетические продукты лучше сохраняют свои качества.
  • Параметры смазки. «Синтетика» лучше защищает двигатель, меньше подвержена угару, проявляет лучшие моющие качества.

 

Какие марки моторных масел признаются наиболее качественными и надежными?

  • Лукойл.
  • LIQUI MOLY.
  • Shell.
  • Mobil.
  • ZIC.
  • RAVENOL.
  • IDEMITSU.
  • MOTUL.
  • Comma.
  • Neste Oil.

 

У какого моторного масла меньше вязкость – у зимнего или летнего?

Зимние смазывающие жидкости обладают меньшей вязкостью, что обеспечивает легкий старт мотора в холодную погоду