Секреты чип-тюнинга: стоит ли улучшать характеристики двигателя?

Чип-тюнинг – процесс изменения мощности и прочих параметров мотора (корректировка ошибок, снижение расхода топлива) посредством перепрошивки ЭБУ. Программное обеспечение электронного блока меняется либо обновляется.

Для перепрошивки специалист подключается к ЭБУ автомобиля, используя специальный софт и ноутбук, что позволяет внести изменения в настройки системы. Все действия проходят без вмешательства в механическую часть авто. Это отличает чип-тюнинг от полного тюнинга мотора с повышением его мощности.

 

Нюансы выполнения

Управление двигателем находится в ведении специальных контроллеров, настройки которых подлежат изменению при необходимости. Несложные манипуляции позволяют специалисту:

  • Повысить отдачу мотора.
  • Сократить расходы топлива.
  • Настроить работу турбины, форсунок.

Вмешательство в программные настройки пользуется актуальностью после установки газобаллонного оборудования, когда работа мотора на различном топливе нуждается в корректировке. Но в большинстве случаев «чиповку» делают, чтобы убрать заводские ошибки, повысить мощность и сократить расход ГСМ. Перепрошивка такого рода доступна для авто любых марок. Основное условие – наличие ЭБУ и разъемов для подключения.

  

Задачи чип-тюнинга

Грамотная перепрошивка ДВС позволяет значительно изменить особенности его работы. При этом по каждой машине решается своя конкретная задача. В приоритете одних автовладельцев может быть снижение расхода горючего, вторым более важно повысить мощность, третьим – улучшить динамику, сохранив либо снизив расход топлива.

В отдельных случаях перепрошивка выполняется для удаления отсечки оборотов, устанавливаемой на большинстве моделей авто на заводе. Финальный результат чип-тюнинга будет зависеть от четкости поставленных задач.

Немало автовладельцев решает выполнить прошивку двигателя потому, что это в тренде. Но объективно, в управляющие блоки авто лучше не вмешиваться. Действия такого рода должны совершаться исключительно при необходимости.

Основные ситуации, когда внешнее вмешательство неизбежно:

  • Обнаружение серьезных недоработок в прошивке мотора, спустя несколько месяцев использования авто.
  • Машина переводится на газовое топливо.
  • Авто переводится на бензин с более низким октановым числом (для экономии).
  • Удаление сажевого фильтра в топливной системе.
  • Изъятие катализатора при переходе на класс ЕВРО-2.
  • Удаление, маскировка грубых ошибок диагностики, допущенных на заводе.
  • Снятие ограничений оборотов, скорости либо холостого хода (при наличии).
  • Рост мощности ДВС, приемистости машины при одновременном уменьшении ставки транспортного сбора, уплачиваемого по данным в техпаспорте.
  • Обнаружение рывков при переключении передач, нестабильная работа мотора в сильный мороз или жару.

Все вышеописанные состояния могут послужить поводом для проведения тюнинга. При комплексных проблемах без перепрошивки не обойтись.

 

Почему автопроизводители не делают чип-тюнинг сами?

Ответ простой – производители автомобилей не ставят перед собой задачу обеспечить мотору ТС 100% мощности. На это есть свои причины:

  • Снижение налогов на ТС с меньшей мощностью в странах поставки машин.
  • Улучшение экологичности ДВС посредством снижения выброса СО2. В странах Европы сумма налога рассчитывается от объема выбросов.
  • Увеличение ресурса мотора.

Отдельные марки авто, поставляемые в разные страны, оснащаются моторами одного вида, но с разной мощностью. При этом их конструкция остается неизменной.

В большинстве случаев заводское ограничение мощности ДВС связано с необходимостью соответствия действующим экологическим нормативам (иначе авто не будет допущено на рынок). Это основная причина, по которой производители современных авто занижают их реальную мощность.

Но для обычного специалиста, выполняющего прошивку, как и для автовладельцев, параметры ЕВРО стандартов не важны. Они хотят повысить мощность мотора, чего можно достичь за несколько часов. Профессиональные чип-тюнеры всегда стараются пойти на компромисс, подобрав оптимальный вариант для увеличения мощности и экологичности, а также ищут оставленные автозаводами лазейки для получения наилучшего результата.

 

Ресурс двигателя и трансмиссия

Проводить чип-тюнинг рекомендуется первому либо второму автовладельцу, при условии, что машина уже прошла 100 тыс. км. Это условие необходимо, так как при большинстве вмешательств снижается ресурс мотора. Это критично, если работы проводились с применением некачественного ПО.

Автовладелец должен осознавать, что после выполнения чип-тюнинга некачественные ГСМ будут еще больше уменьшать ресурс мотора. Эти факторы могут накладываться друг на друга, что приведет к необходимости проводить капремонт на отметке в 200 тыс. км.

Приобретая машину на вторичном рынке, следует дополнительно проверить проведение чип-тюнинга в прошлом. Авто с чипованным мотором и большим пробегом лучше не покупать.

При увеличении отдачи двигателя растет крутящий момент на коленвале. Возникает логичный вопрос: хватит ли ресурса у коробки передач на такой крутящий момент? Ответ зависит от модели машины и ее типа трансмиссии. Заводской ресурс коробки передач способен справиться с гораздо большим крутящим моментом, выдаваемым двигателем. Однако после чип-тюнинга такой разрыв либо полностью нивелируется, либо существенно сокращается, что может отрицательно сказаться на работе трансмиссионного узла в целом.

 

Чип-тюнинг атмосферного и турбированного ДВС

Атмосферные моторы плохо поддаются перепрошивке. Итоговый результат по ним составляет 10%, в ряде случаев – 15% увеличение мощности. Для исходной отдачи в 80 «лошадей» прирост в 8-12 л.с. будет не тем результатом, на который рассчитывает автовладелец.

По атмосферникам, поставляемым на российский рынок в сильно дефорсированном виде, перепрошивка дает лучшие результаты. Например, мощность силового агрегата у Тойота Камри объемом 3,5 л составляет 249 «лошадей», тогда как на американском рынке аналогичная модель продается с отдачей в 301 л.с.

Основная задача чип-тюнинга атмосферных ДВС заключается не в получении максимальной мощности, а в увеличении крутящего момента на средних оборотах. Так двигатель становится более приемистым.

Процедура показана при очевидных повалах на кривой крутящего момента, возникающих из-за ошибки в ПО либо предусмотренных производителем для большей экологичности.

Как бензиновые, так и дизельные силовые агрегаты с турбонаддувом хорошо поддаются чип-тюнингу. По ним получается увеличить мощность на 25-50% от исходной. Развитие технологий обеспечивает сохранение надежности турбированных ДВС в современных моделях авто.

 

Страхование и гарантии

Никто не будет страховать авто от поломок после чип-тюнинга. Крупные компании с внушительным опытом могут устно предупредить о рисках и выполнить чиповку мотора в разумных пределах. Все риски автовладелец несет самостоятельно.

После чип-тюнинга гарантия на мотор полностью теряется в 99,9% случаев, так как обывательское вмешательство в работу ПО ЭБУ способно вывести силовой агрегат из строя. Аналогичные правила распространяются и на трансмиссию, так как в случае серьезных неисправностей проводятся разбирательства вплоть до анализа версии программного кода управляющего блока. Несмотря на создание большинства перепрошивок на основе заводского софта, в случае глубокого изучения их все равно можно определить. Когда у авто проблемы с топливным баком или кузовом, дилер не будет обращать внимания на версию ПО ЭБУ. Гарантия производителя на силовой агрегат все равно аннулируется, даже если при чип-тюнинге устанавливается дилерский софт (что также возможно).

 

Изменяемые параметры при чип-тюнинге

Перепрошивка меняет ряд важных параметров, оказывающих влияние на работу мотора.

Коэффициенты калибровки:

  • Фаз газораспределения (для двигателей, где они настраиваются автоматически).
  • Избыточного объема воздуха.
  • Зависимости углов опережения зажигания.
  • Углов впрыскивания (для дизельных ДВС).

Дополнительно подлежит изменению порядок работы перепускного клапана системы наддува, прочие параметры.

 

Рост мощности и экономия горючего – миф или реальность?

Это реальные результаты, но получают их в основном за счет сокращения экологичности, повышая объем выбросов окислов азота. Цель достигается посредством увеличения угла опережения зажигания. При обратных действиях – снижении угла опережения зажигания – мощность уменьшится, расход топлива вырастет, тогда как объем оксида азота в выхлопах сократится.

 

Тюнинг-бокс и его функции

Использование тюнинг-бокса позволяет перепрошить мотор без внесения изменений в заводское ПО управляющего блока. Устройство представляет собой блок, модулирующий электросигнал от ЭБУ к исполнительным механизмам, например, форсункам.

Установка тюнинг-боксов распространена для дизельных ДВС. Ее использование на 10-12% уменьшает расход горючего, повышая отдачу на 20-30%. Съемная конструкция устройства позволяет перенести его на другую машину без внесения изменений в сам двигатель.

Усовершенствованные модели тюнинг-боксов обеспечивают плавное изменение параметров мощности мотора с выводом его из обычного режима на экономичный либо мощностной. Для управления режимами используется смартфон.

 

Чип-тюнинг и приемистость ДВС

Большинство современных авто не может похвастать хорошей динамикой разгона в сравнении с машинами, у которых такие же показатели мощности, но выпускались они в 90-х – начале 2000 гг. Основная причина кроется в настройках педали газа для увеличения экопоказателей при переходных режимах работы мотора.

Проблема решается применением корректоров электронной педали газа. С их помощью машина становится более приемистой, упрощается ее управление.

Устройство представлено в виде небольшого электронного блока, внедряемого в цепь между педалью газа и управляющим блоком. Предназначено для удвоения сигнала от акселератора и передачи его на ЭБУ.

Достоинства использования корректоров:

  • Полное выполнение своих задач.
  • Возможность демонтирования перед посещением центра дилера.
  • В отдельных моделях имеется кнопка отключения, нажатие которой переводит работу педали газа в стандартный режим.

К минусам относится:

  • Рост расхода горючего.
  • Дискомфорт для других участников ДД.
  • Сокращение экологичности.

Перед приобретением корректора рекомендуется тестовое использование, позволяющее определить его полезность для конкретной машины.

 

Профессиональный чип-тюнинг

Перепрошивкой двигателя должны заниматься опытные специалисты. Большинство организаций работает по следующему алгоритму:

  • Проведение предварительной диагностики авто для установления поломок, способных повлиять на результат работы.
  • Снятие внешних скоростных параметров.
  • Бэкап заводского софта ЭБУ для его загрузки в случае проблем и восстановления исходных данных.
  • При отсутствии ПО для конкретной марки машины исходная программа передается специалистам для написания нового софта с учетом опыта и сведений, полученных от автовладельца.
  • Первичная установка нового ПО завершается стендовыми замерами, снятием внешних скоростных параметров, их сравнение с предыдущими. По итогам замеров при необходимости выполняется доработка софта.

Перепрошивка может выполняться несколько раз до достижения запланированного результата.

Планируя чип-тюнинг авто, следует быть уверенным в целях процедуры, исполнителях, ожидаемых результатах. При этом следует осознавать риски перепрошивки мотора.

 

Часто задаваемые вопросы о Секреты чип-тюнинга: стоит ли улучшать характеристики двигателя?

Всегда ли страдает экологичность авто при увеличении мощности?

В большинстве случаев это неизбежно, о чем мастера сообщают владельцу ТС. Основные изменения производятся с углом опережения зажигания. При его увеличении наряду с ростом мощности будет возрастать объем вредных выбросов.

 

Сколько стоит чип-тюнинг двигателя?

Цена на услуги зависит от марки, модели и года выпуска автомобиля. В среднем это 10-30 тыс.руб.

На стоимость влияет сложность ПО ЭБУ, необходимость замены дополнительных деталей (форсунки, датчики), опыт и репутация ателье.

 

Отличие чип-тюнинга бензинового и дизельного мотора

Существенной разницы в процедуре нет. Прошивка в обоих случаях проходит одинаковые этапы. Изменения относятся к настраиваемым параметрам. В дизельном моторе меняется угол впрыскивания, в бензиновом – угол опережения зажигания.

 

Стоит ли делать чип-тюнинг?

Решение о перепрошивке двигателя принимается владельцем авто самостоятельно. Чип-тюнинг способен решить проблемы с излишним расходом топлива, холостыми оборотами и динамикой.

 

Возможность провести чип-тюнинг на машине с большим пробегом

Перепрошивать двигатель с повышением мощности на 15-30% не рекомендуется для авто с пробегом более 120 тыс. км.