Скрип тормозных колодок: причины и способы решения проблемы

Если тормозные колодки начинают издавать скрипучие звуки – это негативный сигнал для водителя, указывающий на наличие в системе потенциальных проблем. Устранить из почти всегда получается посредством замены как колодок, так и дисков, а также выполнением тщательной очистки суппортов, нанесением смазывающего состава.

 

Причины скрипа тормозов

Перечень наиболее популярных причин:

  • Тормозные колодки сильно износились.
  • Элементы выполнены из низкосортных материалов.
  • Неравномерная выработка.
  • Проходит период адаптации.
  • На автомобиле установлены скрипуны.
  • Присутствие дефектов.
  • Попадание грязи.
  • Наличие особенностей у фрикционной накладки.
  • Перегрев.
  • Развитие коррозии.
  • Тормозные диски деформировались.

 

Сильная изношенность

В процессе эксплуатации автомобиля башмаки вырабатывают свой ресурс, подвергаются износу. Внешне это проявляется в стирании детали практически до металла, что приводит к появлению посторонних звуков.

Износ наступает как в ходе естественного использования либо под воздействием ряда отрицательных факторов:

  • Частое, усиленное торможение.
  • Применение низкосортных материалов.
  • Использование дисковых тормозов, характеризующихся ускоренным износом при активной эксплуатации.
  • Некорректная настройка и геометрия.
  • Повреждения тормозных дисков.
  • Отрицательное воздействие влаги либо агрессивных компонентов.
  • Проблемы со смазкой.

 

Низкое качество материалов

Недобросовестные производители могут экономить на продукции, применяя сырье низкого качества. Это ускоряет перегрев, становится причиной появления посторонних шумов, снижает эффективность. При этом сокращение себестоимости осуществляется за счет качества, стоимость остается на высоком уровне.

Исключить подобную ситуацию позволяет приобретение продукции проверенных производителей, для которых репутация находится на первом месте: Otto Zimmerman, ATE, TRW.

 

Неравномерный износ

Одной из причины проблемы выступает сбой механизмов торможения. При отсутствии действий со стороны водителя возникают посторонние шумы и вибрации.

Основные причины заключаются в следующем:

  • Педаль тормоза нажимается неравномерно.
  • Низкое качество изделий.
  • Тормозные механизмы повреждены: неравномерность сцепления между башмаками и дисками, зажатие цилиндров, иные проблемы.
  • Некорректный монтаж либо ошибки в настройке элементов торможения.

 

Установка скрипунов

Скрипуны предназначены для контроля системы торможения. С их помощью владелец распознает, когда приходит время замены колодок. При достижении заданного уровня изношенности возникает характерный звук. Это является сигналом необходимости отправиться на СТО для замены изношенных колодок.

 

Время адаптирования

Установка новых тормозных колодок сопровождается интеграцией нового элемента, на которую необходимо время. Появление постороннего шума в этот период связано с рядом факторов:

  • Незначительные неровности, заусенцы, появляющиеся при изготовлении.
  • Соприкасающиеся поверхности не выработались в полную меру.
  • Материал башмаков срабатывается с дисками, что сопровождается скрипом.

Это временные обстоятельства, которые проходят через определенное количество километров пробега.

Если скрип долго не прекращается либо усиливается, это может быть признаком иных проблем (ошибка в регулировке, некорректная установка, низкое качество компонентов).

 

Наличие дефектов

В основном это заводской брак. Сюда добавляются ситуации, когда колодки скрипят летом по причине передвижения на большой скорости либо частого нажатия на тормоз. В последнем случае также возникает перегрев.

Дефекты появляются по разным причинам:

  • На дисках присутствуют трещины либо неровности.
  • Низкое качество изделий.
  • Повреждение дисков с неровностями.
  • Дефект цилиндров, тяг, прочих компонентов системы торможения.
  • Изношенность, обрыв пружин.

 

Попадание грязи

В случае попадания в систему различных загрязнителей нарушается нормальная работа колодок, возникаю неприятные посторонние звуки и скрипы.

Особенности фрикционной накладки

Башмак состоит из различных компонентов, в числе которых присутствуют органические/неорганические волокна, металл, абразивы. Основой в большинстве случаев выступает латунь, сталь, медь, стружка либо полимеры.

У колодок с твердой, устойчивой накладкой продолжительный срок службы, но до перегрева они могут издавать звуки. У мягких изделий шумность меньше, но ресурс более короткий.

У накладок может быть ровный, круглый либо J-образный край. При этом скосы, пазы нередко находятся на разных сторонах для обеспечения корректного вращения и снижения посторонних звуков. У производителей не всегда получается добиться поставленной цели, что приводит в ряде случаев к скрипу.

 

Развитие коррозии

При езде в дождливую погоду либо после посещения автомойки на дисках образуется слой ржавчины. Это типичная ситуация, так как для рабочей части не предусмотрена антикоррозийная обработка. Из-за образования подобных следов периодически возникает скрип.

 

Перегрев дисков и колодок

При изношенности любого из упомянутых элементов снижается толщина и вес рабочей части. При уменьшении веса возрастает риск вибрации, но диск при этом сохраняет изначальную тяжесть, колодки начинают издавать неприятные звуки.

Сильно изношенные детали хуже отводят тепло, в случае резких перепадов температур, перегреве они меняют свои характеристики. При активном нажатии на педаль тормоза на поверхности образуется нагар с оптимальной гладкостью.

 

Деформирование диска

Искривление тормозного диска определяется отверткой. Для этого инструмент фиксируется к дисковой части, после чего вращается колесо с контролем промежутка между краем отвертки и диском. В случае касания данных элементов имеет место дефект, при котором выполняется замена башмака.

 

Конструктивные особенности

Форма башмака должна соответствовать диску и надежно фиксироваться в суппорте. Если этого не происходит, при движении машина начнет вибрировать и скрипеть. Устранить проблему позволяет особая конструкция колодок, в которой фрикционная часть разделена на сегменты. Это уменьшает вес и площадь, что убирает посторонние звуки.

Для получения подобного результата в фрикционной секции выполняются прорези шириной 2 мм и глубиной 4 мм. Если прорези отсутствуют, их выполняют самостоятельно.

 

Подклинивание тормозных суппортов либо направляющих

К числу опасных причин относится повреждение, после которого заклинивает направляющую либо суппорт. Это приводит к появлению проблем в торможении и работе узла. Со временем возникает скрежет.

Проблема устраняется разборкой и смазкой суппорта. При обнаружении следов коррозии их удаляют посредством шлифовки, наносят смазывающий состав. Если меняются колодки, также выполняется замена масла и направляющих.

 

Причина скрипа новых тормозных колодок

Нетипичные звуки могут появиться в автомобиле после установки новых колодок. Причин у этого явления несколько.

 

Несовместимость дисков и колодок

Скрипучие звуки нередко появляются из-за несовместимости материалов, из которых изготовлены диски и барабаны. Каждый завод-производитель использует свой фирменный состав, поэтому в случае замены лучше выбирать оригинальные изделия.

После установки необходимо время на обкатку для минимизации риска аварии. Производители пытаются сократить срок приработки, нанося на материал напыление и выполняя термообработку. Из-за этого в начале эксплуатации возможно появление скрипа, который самостоятельно уходит со временем.

 

Производственный брак

Для сокращения затрат автовладельцы приобретают колодки на рынках либо в прочих сомнительных точках продаж. Такое приобретение повышает риск получить бракованное, низкосортное изделие.

Чтобы не допустить ошибки, необходимо тщательно проверять каждую деталь перед приобретением, независимо от бренда, производителя и стоимости.

 

Разбалансировка

В отдельных случаях после установки новых колодок возникает неприятный скрип. Причиной этого выступает отсутствие балансировки диска, из-за чего возникает биение. Чтобы исправить проблему, необходимо заменить изделие либо выполнить проточку.

 

Низкое качество

Многие моменты определяются качеством изделия. Если в зарубежных авто оно высокое, то отечественный автопром оставляет желать лучшего. Выбирая колодки, не стоит стремиться приобрести самый дешевый продукт. Ориентируйтесь на изготовителей и качество, не забывая о рисках приобрести подделку.

 

Период адаптации

Производитель определяет время для притирки изделия. Обычно это пробег в 50-100 км. По истечении данного периода башмак и диск притираются, шум пропадает.

Если скрип не уходит, его причину следует искать в другом месте.

 

Некорректная установка

Правильно установить колодки при их самостоятельной замене способен не каждый автовладелец. Скрип может возникнуть, если на них попадает техническая жидкость: моторное масло, тормозная, трансмиссионная смазка. Важно следить, чтобы этого не происходило во время и после монтажа.

Тормозные элементы могут различаться конструкционно. Поэтому необходимо ответственно подходить к процессу и соблюдать общие правила:

  • Перед установкой нанести пасту на основание из металла.
  • Чтобы предотвратить попадание технической жидкости, изделие необходимо накрыть сверху.
  • Выбирая продукцию азиатского происхождения, пластины против скрипа и пасты следует приобретать отдельно.

 

Посторонние звуки могут появиться по следующим причинам:

  • Ошибки при монтаже.
  • Недостаточное крепление узла.
  • Плохая очистка от ржавчины.
  • Монтаж без смазки.

 

Способы устранения скрипа

Для устранения неприятных звуков существует несколько способов.

Замена

  • Перед установкой новых изделий необходимо проверить диски и колодки на наличие дефектов, видимых повреждений.
  • Элементы очищаются для удаления разных загрязнителей и абразивов.
  • Выполняется прокачка системы торможения для удаления воздушных пузырей.

Если предварительные действия не привели к результатам, был обнаружен брак либо серьезный дефект, переходят к замене.

 

Накладки

Альтернативным вариантом выступает установка пластин либо накладок, защищающих башмаки от перегрева. Это позволяет устранить посторонний шум, увеличить срок службы.

Детали приобретаются в автомагазинах как отдельные узлы, после чего на них же и выполняется монтаж. В комплекте присутствует смазывающая жидкость, которой необходимо обработать обратную сторону изделия.

Установка накладки не принесет ожидаемого результата при использовании низкокачественных колодок. Единственным решением будет замена элемента.

 

Предупреждение появления скрипа

Специалисты выделяют несколько способов, позволяющих сократить риск появления скрипа:

  • Выбор качественных компонентов, рекомендованных производителем. Это позволяет избежать появления многих проблем, включая скрип.
  • Исключите сильные и резкие торможения. Нажимать на тормоз необходимо плавно и постепенно – это сокращает нагрузку на компоненты системы.
  • Выполняйте периодический осмотр состояния тормозных колодок, дисков и прочих элементов. Учитывайте степень изношенности, наличие неровностей, повреждений.
  • Проведение регулярного ТО автомобиля с проверкой системы торможения. Это позволяет определить и устранить потенциальные проблемы до того, как они вызовут скрип.
  • Систематическая очистка поверхности тормозных колодок и дисков от загрязнений и пыли. Это поможет сохранить контакт и снизить трение.
  • Обращение к профессионалам для обслуживания тормозов с проведением качественной диагностики.
  • Соблюдение рекомендаций производителя по обслуживанию и замене компонентов системы торможения.
  • Исключение по возможности поездок по грязным, песчаным дорогам.

Появление скрипа тормозных колодок – сигнал для водителя о необходимости проверки системы торможения и принятия мер для устранения проблемы.

 

Часто задаваемые вопросы о Скрип тормозных колодок: причины и способы решения проблемы

Что делать, если после замены колодок все равно остался скрип?

Алгоритм действий будет следующим:

  • Проверить правильность фиксации колодок в направляющих суппорта.
  • Убедиться в отсутствии загрязнений и посторонних предметов между башмаками.
  • Провести осмотр дисков на наличие глубоких канавок, повреждений либо неровностей. При необходимости выполнить замену дисков.
  • Проверить отсутствие деформации дисков, соблюдение нормы биения.
  • Убедиться в свободном перемещении суппорта, отсутствии заклинивания направляющих.
  • Проверить состояние пыльников и направляющих суппорта, при необходимости заменить.
  • Нанести тонкий слой специальной противошумной смазки на тормозные элементы и направляющие суппорта.

Если после этих проверок и действий скрип все еще не устраняется, возможно, потребуется более глубокая диагностика или замена других компонентов тормозной системы.

 

Для чего необходимы противоскрипные пластины на колодках?

Эти элементы обеспечивают идеальную и тихую работу тормозных механизмов. Они выполняют две важные функции:

  • Выступают в роли подшипника для облегчения перемещения колодок по направляющим скобам суппорта.
  • Увеличивают площадь давления на щеку скобы, что позволяет продлить жизнь самой скобе и избежать образования «натоптышей» на ее поверхности.

 

Для чего выполняется прорезь на колодках?

Прорезь выступает индикатором износа, но основное ее назначение заключается в сокращении напряжений в накладке при нагреве, а также отвод фрикционной пыли.

 

Могут ли скрипеть изношенные колодки?

Да, с износом они могут издавать скрип из-за возникающего трения между металлическими частями башмаков и дисков или барабанов.

 

Когда должен пропасть скрип в колодках после замены?

Посторонний шум пропадает при пробеге в 150-200 км после замены. Если скрип не исчез либо усилился, не исключается проблема с качеством накладок либо попаданием на рабочие поверхности грязи. Исправить ситуацию поможет обращение в профессиональный автосервис для диагностики и ремонта тормозов.