Адаптируем летние автомобильные привычки к зимним условиям для безопасности на дороге

С наступлением холодов основная часть водителей волей-неволей начинает управлять машиной в соответствии с требованиями сезонных условий. В такой ситуации наши желания не учитываются – приходится приспосабливаться к капризам погоды, обучаясь под давлением обстоятельств. Но некоторые летние привычки уходят от нас достаточно сложно, здорового осложняя жизнь тем, для кого зимний сезон в вождении первый или второй. Для опытных автолюбителей это не новость, но новичкам будет полезно узнать, с чем предстоит бороться. 

 

Установка авто на стояночный тормоз

Никто не будет спорить с пользой и необходимостью ручного тормоза. Для моделей, оснащенных сигнализацией с автозапуском, он является обязательным условием срабатывания системы – если не установить ручник, автозапуск попросту не сработает. Но в зимнее время использование стояночного тормоза приносит одни проблемы. В процессе езды тормозные колодки и диски разогреваются, по мере остывания на них оседает конденсат, в снежную погоду падающий снег будет таять. В морозную ночь все это замерзнет так, что колодки станут неотделимыми от дисков. В результате колесо блокируется. Замечают это далеко не все водители, иногда владелец авто может выехать на дорогу с полностью примерзшим колесом. Машина из-за этого делается неуправляемой, резина стирается, затем шины можно будет просто выбросить.

Если произошла подобная ситуация и колесо вашей машины примерзло, не срывается при попытке тронуться с места, необходимо размораживать тормоза. В большинстве случаев действуют народным способом – кипятят чайник, выливая горячую воду на тормозной диск (при наличии к нему доступа). 

В моделях авто, оснащенных барабанными тормозами, дела обстоят сложнее: для отогревания такой системы торможения может понадобиться ведро кипятка. Но на этом проблемы могут не закончиться. Самым удручающим исходом становится результат, когда после вылитого ведра воды тормоза так и не удается освободить ото льда. Как итог – колесо оказывается в «ледяном плену», чтобы выехать понадобится воспользоваться ломом. 

По этой причине использовать ручник зимой необходимо крайне аккуратно. Машины с АКПП и вовсе следует оставлять в режиме паркинга. Несмотря на минусы, оставлять стояночный тормоз без движения до лета также не нужно, иначе деталь «закиснет». Периодически ручник нуждается в использовании, но на ночь оставлять на нем авто не стоит.

 

Чересчур плотная парковка

В летнее время во дворах многоэтажек жильцы паркуют машины буквально в миллиметрах друг от друга. Сказывается дефицит свободного места и отсутствие организованных паркингов поблизости. Но если в теплую погоду с такой парковки реально относительно без казусов выехать, то зимой подобная манипуляция рискует стать причиной повреждения авто.

Если дорога заснежена, авто будет тянуть в какую-нибудь сторону. Даже если это будет несколько сантиметров, запас дистанции все равно должен быть. После обильных снежных осадков не всегда получается выехать без раскачки, для которой наличие свободного пространства критически важно.

Паркуя машину в зимний период, особенно если идет сильный снег, необходимо делать это с запасом свободного места для маневра. При парковке задним ходом не стоит делать это вплотную к препятствию позади авто. Тут каждый сантиметр может стать решающим, спровоцировав касание либо, напротив, исключив его.

Даже если у вас многолетний стаж вождения, никто не гарантирует, что водитель находящейся рядом машины также окажется асом в вождении. Дистанция в холода важна всегда. Оставляйте друг другу больше свободного пространства для маневров.

 

Красота под ногами

Резиновые покрытия опытные автовладельцы считают пережитком прошлого, особенно когда имеется привлекательная на вид альтернатива в виде мягких ворсовых ковриков. А в зимний период подобная красота совершенно не актуальна и даже вредит. Главная причина – способность покрытий впитывать влагу.

Накопленная ковриками влага повышает общую влажность в салоне. Зимой это приводит минимум к двум проблемам. Первая – коррозия. Нижняя часть машины по умолчанию находится в непростом положении (зимой на нее усиленно воздействуют обувью после осадков), а если полы накрыты промокшими ковриками, все становится еще хуже. Вторая проблема – запотевание стекол, которое усиливается при росте влажности в салоне.

Специалисты рекомендуют отказаться зимой от провоза в транспортном средстве вещей, которые удерживают влагу: мягких игрушек, подушек на заднем сиденье, ветоши.

Резиновые коврики, несмотря на неказистый вид, проще вытряхиваются, практически полностью очищаясь от снега. Благодаря своей форме, напоминающей «корыто», они исключают риск попадания тающих снежных масс на обшивку пола. По этой же причине аналогичное покрытие рекомендуется застелить на зиму в багажник. Оно и мыться будет легче, и от повышенной влажности убережет лучше.

 

Пользование мойками самообслуживания

Без мытья машины зимой все равно не обойтись. Это актуально в крупных населенных пунктах, где коммунальщики обрабатывают дороги химическими реагентами. В таких ситуациях автомобиль полезнее мыть, чем оставлять все «до весны». Но с заездом на мойки самообслуживания необходимо быть осторожными.

С одной стороны, это отличный вариант привести авто в порядок. С другой – если использовать при этом летнюю тактику, вреда будет больше, чем плюсов. Прежде всего, мойка, расположенная на открытом воздухе, при температуре ниже -5С будет практически бессмысленной – пена будет моментально замерзать. И как следствие ничего не отмоет. Если мойка находится на территории закрытого паркинга, дела будут получше, но таких пунктов сервиса немного.

По этой причине использование автохимии и пены будет лишним, в большинстве случаев будет достаточно использовать только воду, которой ополаскивают кузов. Это так называемая техническая мойка, смывающая основную грязь, но не добавляющая сильного блеска. Если есть желание помыть авто качественно, не стоит в зимнее время экономить на последовательности совершаемых операций. Если имеется функция подогрева автохимии – используйте ее. Мойка машины деминерализованной водой также обязательна, обработка воском – крайне рекомендуется. Если не считать каждый рубль, результат будет не хуже, чем в теплую погоду. При отсутствии значительной экономии вся прелесть мойки самообслуживания испаряется.

Не стоит забывать, что пена на таких мойках по составу традиционно содержит больше щелочи, а также токсичная, поэтому отмывать от нее машину необходимо тщательно, уделяя особое внимание резиновым элементам и уплотнителям. Их необходимо всячески оберегать от воздействия подобной химии, хорошо смывая водой. Если же делать это в морозную погоду, двери способны крепко примерзнуть через эти уплотнители, поэтому после помывки их следует основательно просушить.

Для мойки в отапливаемых боксах это не проблема, но, если на улице -20С, дела обстоят иначе. Таким образом, в зимний период традиционный летний сценарий «заехал на мойку – обдал машину» не работает. Выхода два – либо просто смыть обычной водой снег и лед, либо основательно потратиться на качественную мойку. Во втором случае гораздо выгоднее будет заехать на обычную мойку с персоналом: по стоимости это не добавит значительных расходов, зато весь процесс пройдет в тепле и руками профессионалов.

 

Поездки в летней одежде 

Нередко неопытные водители готовы даже в холода садиться за руль в легкой футболке. Казалось бы, так удобней: не мешает объемная верхняя одежда, обогреватель хорошо работает. Но лучше так не делать. Это вредит не только здоровью: резкий перепад температуры в салоне и снаружи необходимо сводить к минимуму. Это же правило относится и к работе кондиционера в летнее время. О машине нужно заботиться не меньше. Чем жарче вы натопите внутри, тем больше будет конденсата. Но эта проблема легко решается проветриванием салона перед ночной стоянкой, что позволяет сравнять температуру снаружи и внутри. 

Но ездить зимой в легкой одежде – опасно. Несмотря на новизну и надежность автомобиля, он все равно не застрахован от поломок. Остановившееся на трассе авто остынет быстро, если у вас не будет с собой теплой одежды, проблем не избежать. А ведь застрять на трассе зимой проще простого. Причин может быть масса – поломка, окончание топлива, да и просто неудачный съезд на обочину. Другими словами, легкую одежду следует оставить для лета, но не для зимы. Если совсем нет желания садиться на руль в пуховике, его необходимо хотя бы взять с собой в салон.

 

Пропуск ТО

Заглохнуть на дороге в летний сезон - приятного мало, но опасности почти никакой. В холодное время года все по-другому. Вредную для многих привычку откладывать поездку в автосервис на потом лучше оставить на лето, а то и вовсе от нее избавиться. Возможно, скрипящая стойка стабилизатора не создаст много проблем, но, если перепутать ее скрип со скрипом шаровой опоры, готовой сорваться с посадочного места? Просто без опыта спутать хруст пружины с хрустом ШРУСа, способного развалиться на ходу и буквально обездвижить машину.

Проблемы с исправностью автомобиля в зимнее время проявляются с новой силой. Пробитые катушки, старые свечи зажигания, прочие «мелочи» буквально активируются с холодами, доставляя немало неудобств. Кому хоть раз «повезло» с этим столкнуться, тот не игнорирует поездки на СТО.

 

Полезные рекомендации

В зиме есть немало прекрасных моментов, но и сложностей для автомобилистов она приносит немало. Это не только разводы на обуви от реагентов и частая слякоть. Погода нередко подкидывает сюрпризы, поездки в сильные снегопады становятся непростым испытанием, окружающая белизна от снега нагружает глаза. Постоянно работающий обогреватель также негативно влияет на общее состояние, необходимость дополнительных прогревов увеличивает время и повышает расход топлива. Шум зимней резины, запахи омывайки в салоне – еще несколько минусов, «убивающих» зимнюю романтику. 

Все это следует понимать и учитывать особенно тем, кто впервые сядет за руль зимой. Необходимо помнить о том, что все следует делать вовремя.

Своевременно заливать незамерзайку, готовить кузов к зиме, предусмотрев дополнительную обработку. Щетку для чистки снега лучше переложить в салон из багажника. Замена резины на зимнюю также должна быть сделана вовремя, еще лучше, если в багажнике будет лежать зимняя «запаска». 

Отдельно обратите внимание на проверку работоспособности стояночного тормоза. Не поленитесь купить лопату и толстые рукавицы, что поможет более комфортно откопать машину из сугроба при необходимости. Внимательно изучите инструкцию к собственной машине, чтобы знать о присутствующих в ней системах и их назначении. Главное правило – всегда быть внимательным, так как безопасность при езде по зимней дороге – одна из первостепенных задач.

 

Часто задаваемые вопросы о Адаптируем летние автомобильные привычки к зимним условиям для безопасности на дороге

Стоит ли запускать двигатель машины в сильный мороз или лучше так не делать?

Старт мотора в морозы негативно отражается на ресурсе двигателя, АКБ, КПП. Без большой необходимости лучше машиной не пользоваться. Если поездка все же планируется, ТС готовят заранее: заносят аккумулятор домой на ночь, размещая его в тепле, пространство под капотом укрывают специальными автоодеялами.

 

 

Если авто будет находиться в гараже всю зиму без выездов, надо ли менять масло на зимнее?

Даже если вы не пользуетесь машиной годами, масло рекомендуется менять раз в год, чтобы избежать проблем с силовым агрегатом, так как при длительном простое смазка окисляется, теряет свои качества. Соблюдение этих рекомендаций позволит обойтись без дорогостоящего ремонта ДВС.

 

Требуется ли автомобилю прогрев зимой после недельного простоя?

Нет. При каждом холодном пуске ресурс двигателя сокращается, АКБ впустую расходует энергию – при работе мотора вхолостую энергия не успевает восполниться. Если авто не будет использоваться зимой, АКБ следует снять, поставить дома. С приходом весны вернуть батарею в автомобиль, завести и поехать.

 

Почему зимой быстрее садится аккумулятор?

На морозе любой элемент питания начинает быстрее разряжаться, так как для старта двигателя в холода расходуется больше энергии.

При эксплуатации ТС в мороз чаще включается дополнительное электрооборудование, создающее лишнюю нагрузку на АКБ: обогрев сидений, зеркал заднего вида, рулевого колеса, заднего стекла.

 

Причина замерзания стекол изнутри машины?

Так обычно проявляется излишняя влажность в салоне – образовавшийся конденсат оседает на окне и замерзает при минусовой температуре.

Способствует этому нерабочая печка, грязный салонный фильтр, что уменьшает объем обдува теплым воздухом. Разобраться с проблемой позволяет поиск и устранение причины чрезмерной влажности.