Причины черного масла в двигателе и чем это грозит

Моторное масло играет важную роль в работе двигателя автомобиля, обеспечивая смазку, охлаждение и защиту от коррозии. Однако иногда автовладельцы замечают, что в процессе работы оно начинает быстро чернеть. Почему это происходит и что делать – рассмотрим в статье.

 

Особенности процесса

Моторное масло чернеет по многим причинам. Чаще всего это объясняется следующими обстоятельствами:

  • Естественное старение. Со временем залитое в двигатель масло смешивается с продуктами горения, постепенно теряет свои качества. Такой процесс считается нормальным. Это указывает на то, что жидкость выполняет свои функции, впитывая в себя продукты износа и сажу, предотвращая их циркулирование в системе.
  • Изношенность мотора. Чрезмерный износ агрегатов двигателя (кольца, цилиндры, поршни) становится причиной попадания в масло выхлопных газов, из-за которых оно чернеет. Это сигнализирует о более серьезных проблемах, требующих вмешательства автомехаников для ремонта либо замены деталей.
  • Пропуск срока замены. Если смазывающая жидкость не была вовремя заменена, засорился фильтр, то в масле накапливается сажа и грязь, оно чернеет и густеет. Своевременная замена его и очистителей – один из главных аспектов исправного состояния и длительной эксплуатации машины.
  • Неполадки в системе охлаждения. При неэффективной работе охлаждающей системы мотор перегревается, залитое в него масло окисляется быстрее.
  • Заливка некачественного горючего. В составе низкосортного топлива присутствуют примеси, которые не полностью сгорают в ходе работы ДВС, оставляя сажу и прочие отложения. Все они попадают в масло, меняя его цвет на черный.

Сам по себе темный цвет не всегда указывает на наличие серьезных проблем, особенно если данный факт обнаруживается после недавней замены жидкости. Но, если жидкость чернеет слишком быстро после замены, потребуется дополнительная диагностика. Не исключается и необходимость проведения ремонта.

Уровень и состояние рабочей жидкости должны регулярно контролироваться, соблюдаться рекомендации производителя по ее замене.

 

Почему масло в двигателе становится черным?

В ходе эксплуатации машины масло чернеет, но причины у этого явления бывают различными. Для начала необходимо разобраться с самим материалом для смазки.

Современные масла для ДВС относятся к категории многокомпонентных жидкостей, наделенных широким функционалом:

  • Образование защитной масляной пленки между поверхностями для уменьшения трения между ними. Пленка формируется при смазке данных поверхностей.
  • Отведение лишнего тепла от трущихся деталей. В процессе работы мотора его узлы соприкасаются между собой и нагреваются. Если образующееся тепло не отводить, под нагревом металл будет расширяться, что спровоцирует заклинивание узла.
  • Промывка поверхностей для удаления остатков загрязнений, продуктов износа. В процессе трения образуется мелкая металлическая стружка, обладающая абразивным действием, что повышает износ поверхностей и мотора в целом.

Грязь оказывает аналогичное действие. Попадающие в картер из цилиндра газы также содержат сажу-загрязнитель – их оседание на рабочих поверхностях крайне нежелательно. Если грязь и металлическая стружка после смыва часто оседают на дно картера, либо задерживаются в фильтре, то сажа растворяется в масле и остается там же. С этой целью в его состав включаются щелочные моющие присадки.

Щелочь выступает универсальным растворителем и нейтрализатором кислот. Ее присутствие в составе смазочной жидкости не позволяет оседать на поверхности узлов саже и другим загрязнителям. Так как они задерживаются в масле, а не оседают на поверхностях, в результате жидкость меняет цвет – темнеет.

 

В результате, быстрое почернение моторного масла указывает на ряд потенциальных проблем либо особенностей работы ДВС.

 

Основные причины почернения заключаются в следующем:

  • Присутствие в составе большого количества загрязнителей. Если мотор сильно загрязнен по причине внутреннего износа либо заливки низкосортного горючего, моторное масло будет быстро чернеть. Сажа, грязь, прочие продукты сгорания быстро придают жидкости черный оттенок.
  • Неполное сгорание горючего. Неполадки в системе зажигания в виде изношенных свечей, некорректно настроенного карбюратора либо форсунок становятся причиной неполного сгорания топлива. Это означает, что в масло попадает углерод и другие продукты сгорания, из-за которых оно быстро чернеет.
  • Изношенность силового агрегата. Чрезмерный износ агрегатов двигателя (поршневых колец, цилиндров) приводит к росту объема попадающих в него газов и частиц, меняющих цвет масла.
  • Поездки на короткие расстояния. Регулярное использование машины для непродолжительных передвижений, когда мотор не достигает рабочей температуры, вызывает конденсацию воды и остатков топлива в масле, из-за чего оно окисляется и чернеет.
  • Перегрев силового агрегата. В процессе работы двигателя в условиях перегрева в масле ускоряются химические реакции, среди которых – окисление, что становится причиной его быстрого потемнения.
  • Заливка некачественного либо неподходящего масла. Технические жидкости, не соответствующие спецификациям производителя авто, могут быстрее окисляться и чернеть.
  • Неполадки турбонаддува. У таких моделей авто чернение масла – частое явление, особенно при наличии его утечки в турбину.

Быстрое почернение смазывающей жидкости является сигналом, который нельзя игнорировать. Рекомендуется проведение диагностики силового агрегата для обнаружения и устранения потенциальных проблем, предотвращения более серьезного ущерба для двигателя в будущем.

 

Сроки почернения смазывающей жидкости

Многих автовладельцев интересует вопрос цвета моторного масла на разных показателях пробега. Однозначно определить, на каком отрезке пробега оно меняет оттенки невозможно, так как данный процесс зависит от ряда факторов:

  • Качество смазывающей жидкости.
  • Присутствующие в ней присадки.
  • Техническая исправность силового агрегата.
  • Уровень его изношенности и загрязненности.

В новых, технически исправных двигателях изменение оттенка масла будет зависеть полностью от жидкости и ее состава. При заливке качественного продукта потемнение происходит не раньше, чем через несколько тысяч километров. Данный процесс происходит постепенно, но и у него имеются нюансы.

В составе моторного масла присутствует разное количество щелочных моющих присадок. Когда их немного, промывка проходит медленнее, поэтому оно почернеет позже.

Напротив, когда щелочных присадок много, загрязнители удаляются интенсивнее, материал темнеет раньше.

Смазывающая жидкость потемнеет при любых обстоятельствах, это не указывает на необходимость его замены, если жидкость еще не выработала ресурс. Это является признаком качественного материала, выполняющего свое назначение. Если же масло используется давно, но потемнения так и не произошло – жидкость не выполняет промывку, грязь остается на поверхностях агрегатов. В такой ситуации рекомендуется заменить ее на свежую.

Смазочная жидкость не должна использоваться дольше по времени, чем это установлено автопроизводителем.

По мере выработки масло расходует свои присадки, его ресурс заканчивается, оно перестает выполнять свои функции, среди которых – промывка. По мере старения жидкость все меньше будет удалять с поверхностей загрязнители, которые начнут влиять на трение и отдачу тепла.

Оседающая на стенках масляных каналов сажа и грязь приводят к уменьшению их диаметра, падению пропускной способности. Если своевременно не заменить масло, это вызовет закоксованность – слой загрязнений на поверхности станет плотным и новый состав с ним не справится. Это окажет негативное влияние на ресурс силового агрегата – капремонт двигателя понадобится раньше.

 

Черное масло и дизельные моторы

 

Почернение смазывающей жидкости в дизельных агрегатах – более распространенное явление, чем в бензиновых. Это объясняется рядом особенностей, характерных для таких моторов:

  • Повышенная сажевая нагрузка. В составе дизтоплива присутствует больше углерода, чем в бензине, что провоцирует образование большего объема сажи в процессе сгорания. Частицы попадают в моторное масло, окрашивая его в черный цвет. Часть частиц улавливается масляным фильтром, со временем жидкость темнеет.
  • Температура рабочего режима. В процессе работы дизельные моторы больше нагреваются, что ускоряет процессы окисления. В результате цвет жидкости становится более темным.
  • Рециркуляция отработанных газов (EGR). Большинство современных дизельных агрегатов оснащается системой EGR, сокращающей выбросы NOx посредством повторного введения в камеру сгорания части отработанных газов. Это повышает объем кислот и сажи в масле, ускоряя его чернение.
  • Работа под высокой нагрузкой. Эксплуатация в таких условиях – не редкость для дизельных моторов, особенно для коммерческого транспорта и грузовиков. Это ускоряет износ, увеличивает объем загрязняющих веществ.
  • Продукты износа. Износ металлических элементов в моторе приводит к образованию мелких частиц, способных окрашивать масло в более темный цвет.

В дизельном моторе черный цвет смазки не всегда является индикатором появления проблем. Для таких силовых агрегатов это вариант нормы, обусловленный особенностями их конструкции и условиями работы. Всегда рекомендуется отслеживать состояние рабочей жидкости, регулярно выполнять ее замену в соответствии с рекомендациями производителя для обеспечения длительной и надежной работы двигателя.

 

Что делать, чтобы масло не чернело?

Оптимальным вариантом при эксплуатации авто является постепенное изменение цвета моторного масла. Чтобы потемнение происходило в таком темпе, потребуется приложить некоторые усилия.

Для начала необходимо правильно выбирать марку. В технической документации к машине автопроизводитель всегда дает указания по выбору подходящего по параметрам моторного масла. Этот регламент обязателен для выполнения. Если в рекомендациях стоит отметка об использовании синтетических, полусинтетических составов, от минерального вообще придется отказаться.

Масло должно приобретаться только у проверенных продавцов. Покупка жидкости известных брендов обойдется дороже, но эти расходы не сопоставимы с капремонтом двигателя по причине сильного загрязнения мотора из-за некачественной смазки.

Не следует менять марку без веской причины – продолжайте заливать то, которое использовали раньше. Переходить на другой материал стоит в случае недоступности марки на рынке либо после определения, что применяемая жидкость не справляется со своими обязанностями.

Периодически устраивается промывка ДВС с использованием специальной промывочной жидкости. Процедура проводится и при замене марки масла.

Промывочная жидкость, по сути, также является маслом, но с повышенным содержанием моющих компонентов. Его применение позволяет удалить все загрязнители с картера перед заливкой нового состава. Вместе с промывкой с мотора удаляются остатки грязного отработанного состава, оставшегося после слива.

Чтобы прочистить двигатель перед заливкой новой жидкости, не рекомендуется применять народные средства, такие как дизтопливо. Оно подойдет для двигателей старых авто с простой конструкцией. Для современных моторов такой эксперимент закончится капитальным ремонтом. Народные средства подходят для использования с целью раскоксовки двигателя при проведении капремонта.

Если после промывки мотора масло снова быстро чернеет, причиной может быть его сильная засоренность. Для ее ликвидации потребуется разобрать двигатель, прочистить каналы с использованием чистящих средств.

Кроме своевременной замены и регулярной промывки требуется выполнять все регламентные операции по обслуживанию двигателя. Замена очистителей, настройка работы систем не только обеспечат нормальную работу мотора, но еще и продлят его ресурс, так как смазывающая жидкость будет меньше загрязняться продуктами горения.

При постепенном изменении цвета масла не стоит паниковать – это явление нормы. Оно означает, что мотор автомобиля в порядке и машину можно эксплуатировать. Если же почернение масла происходит очень быстро, необходимо принимать меры. Игнорирование данной проблемы способно привести к серьезным последствиям.

Часто задаваемые вопросы о Причины черного масла в двигателе и чем это грозит

Что делать при обнаружении почерневшего моторного масла?

Если смазывающая жидкость стала черной, для начала необходимо определить и устранить причину данной проблемы. Для этого проверяют состояние мотора, самого масла, системы сгорания. После этого меняют жидкость и масляный фильтр для возврата силовому агрегату эффективной производительности и предотвращения дополнительного загрязнения.

 

Когда требуется менять масло?

Оптимальные сроки определяются типом жидкости, двигателя, а также рекомендациями производителя. В общем виде это 10-15 тыс. км пробега либо раз в полгода. Нередко параметры требуют отступления от теоретических показателей – эксплуатация авто в российских условиях требует замены масла через 5 тыс. км. Если машина используется в интенсивном режиме, состав меняют чаще.

 

Какие последствия поездки на черном масле?

Потемневшее масло приводит к серьезным проблемам как с машиной, так и с мотором. Среди них – ухудшение смазывающих качеств, охлаждения, увеличение расхода топлива, снижение производительности и ухудшение экологии.

 

Что делать, чтобы масло не темнело?

Профилактика почернения смазывающей жидкости в двигателе автомобиля включает регулярную замену жидкости и фильтров, использование качественного масла, правильную эксплуатацию, обслуживание системы сгорания, проверку системы вентиляции картера, использование топлива высокого качества и регулярные технические осмотры.

 

Как определить, что масло почернело?

Диагностика почерневшего масла заключается в визуальном осмотре и анализе цвета и консистенции жидкости.  Для более точной диагностики причины почернения проводятся лабораторные анализы, проверяется состояние мотора.